Это третья часть рассказа о знаменитой серии игр Contra, своеобразное дополнение про тех, кто пытался копировать успешное начинание Konami. Первая часть – тут. Вторая часть – тут. Строго рекомендуется читать с начала, чтобы получить полное удовлетворение.
Итак, завершив во второй части «Матерой Контры» ретроспективу длиной в 23 года, я, дабы спасти читателя от бесконечного скроллинга, решил вынести в отдельный текст рассказ об общих заслугах сериала перед миром видеоигр.
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
Ведь ребята с голыми торсами не просто спасли раз десять мир от чужих во главе с Red Falcon’ом. Они фактически создали и популяризировали целый жанр, состоящий из стрельбы и прыжков по платформам. Жанр узкоспециализированный, живущий только в двух измерениях, но полноценный и популярный среди достаточного числа людей, чтобы выпускать клоны Contra даже в третьем тысячелетии. Так что первым пунктом заслуг у нас будет вереница тех, кто черпал вдохновение в больших оранжевых пулях. Список подражателей обширен – и да простят меня господа читатели, если туда не попал их любимый экшн с непроизносимым японским названием. Также я специально не включил сюда минимум три очень крутых тайтла по фильмам – просто потому, что они очень известны, и не столь интересны ищущим чего-то оригинального.
Так уж и быть, это Terminator: Judgement Day, Demolition Man и Judge Dredd – первая с Sega CD, вторые с MegaDrive. Найдите и наслаждйтесь!
BIONIC COMMANDO (Серия)
Кто: Capcom
Где и когда: Arcade (1987), NES (1988), Game Boy (1992, 1999), Xbox 360/PS3 (2008-2010) |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Строго говоря, не очень корректно называть проект от
Capcom клоном. Во-первых, оригинальная
Bionic Commando вышла всего на месяц позже аркадной «Контры». Во-вторых, упора на беги-стреляй тут куда меньше, чем на платформинг. Но зато здесь можно перемахивать через пропасти с помощью механической руки и связываться с коллегами по боевой фракции на предмет подсказок. Кстати, главгерой
BC научился прыгать только в последней, еще не вышедшей части для
Xbox 360.
METAL SLUG (Серия)
Кто: SNK
Где: повсюду, тысячи их
Когда: каждый божий год, начиная с 1996 | Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов |
Если и есть у «Контры» достойный во всех отношениях конкурент – то это
Metal Slug и никто иной. Мультяшная и веселая, серия от
SNK имеет, правда, один недостаток роковой – все ее части внешне что близнецы-братья и делят одни и те же спрайты вот уже почти 15 лет. Кто для истории более ценен – Билл Райзер или Марко Росси – вопрос, конечно, не стоит, но настоящий фанат
Contra просто обязан пройти первый
Metal Slug. Раз эдак двадцать.
GUNSTAR HEROES (Серия)
Кто: Treasure
Где и когда: Mega Drive/Game Gear (1993), Game Boy Advance (2005) |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Создатели «Героев Ганстара», японская фирма
Treasure – большие мастаки по части «стрелятельных» игр. На их счету такие шедевры как
Sin & Punishment,
Icaruga и
Radiant Silvergun. Так что неудивительно, что их история про братьев Ганстар, вставших на защиту родной планеты, получилась, как принято говорить у «профессиональных игрожуров», бодрой, залихватской и зубодробительной. В сериале всего два эпизода – для
Mega Drive (версия для
Game Gear – ее урезанный порт) и
Game Boy Advance – но обе они стоят знакомства.
TURRICAN (Серия)
Кто, где, когда: Rainbow Arts (Commodore 64), Factor 5 (Amiga, Atari ST),
Probe Software (Amstrad CPC, ZX Spectrum), Code Monkeys (Mega Drive, SNES, PC-Engine, Game Boy). |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Что станется, когда
Probotector встретится с
Metroid? Вопрос занятный, и ответ на него:
Turrican. Акцент на исследование окружающих уровней тут конечно, не в пример беготне по Зебесу (планета из
Super Metroid), но даже линейные этапы этого сериала имеют разные пути прохождения, а герой, биоробот
Turrican, очень сильно напоминающий своих собратьев из европейских локализаций «Контры», умеет сворачиваться в шарик. По непонятным причинам эта линейка классных шутеров остановила свой путь на 16-битных консолях. Но это совсем не повод забывать о них – тем более что части для
Mega Drive и
SNES были переизданы на
Wii Virtual Console.
PSYCHO-NICS OSCAR
Кто: Data East
Где: Arcade
Когда: 1988 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Упомянув
Turrican, нельзя не сказать и про его вдохновителя – аркадную игрушку 1988 года выпуска с огромным боевым человекоподобным роботом в главной роли. Также вполне возможно, что именно футуристический дизайн
Psycho-Nics Oscar заставил европейских цензоров сменить мужиков из
Gryzor именно на киборгов, а не на плюшевых зверушек, стреляющих леденцами (иду патентовать свой контра-клон). Побыть «Психованным Оскаром» (перевод примерный) можно с помощью эмулятора
MAME.
VECTORMAN (Серия)
Кто: Blue Sky Software
Где: Mega Drive
Когда: 1995/96 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Еще один робот в стройных рядах нашей матерой контры. Дилогия о механическом уборщике Вектормэне, внезапно ставшем спасителем Вселенной, появилась на
Mega Drive в самом конце жизненного цикла консоли и запомнилась превосходной пререндеренной графикой и своеобразным визуальным стилем, где главенствовали шарики. Ну и еще уровнем "Лаборатория гидропоники" в первой части. Этого оказалось достаточно, чтобы пара игр была переиздана (не всегда вместе) на куче современных платформ - от
PS2 и
Xbox360 до
Wii и мобильных телефонов.
MIDNIGHT RESISTANCE
Кто: опять Data East
Где: Arcade, MD, ZX Spectrum, Amstrad CPC, Commodore 64, Commodore Amiga, Atari ST
Когда: 1990 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Вторая попытка
Data East нажиться на чужих идеях получилась неоднозначной. Несмотря на то, что игра была портирована на
Mega Drive и целую кучу домашних компьютеров тех времен и даже получила там хорошую прессу, в этом медлительном шутере нет ничего такого, что может заставить вас бросить все и пойти покупать
Spectrum/ качать эмулятор
Genesis. Если только тот факт, что главного босса зовут
Crimson King, а его внешность явно навеяна альбомом почти одноименной группы.
SUNSET RIDERS
Кто: Konami, однако
Где: Arcade/SNES,MD
Когда: 1991/93 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Не только сторонние компании пытались клонировать потных качков. Сие пагубное пристрастие поразило и саму
Konami, сделавшую «Контру» в декорациях Дикого Запада. Аркадный автомат имел аж четыре джойстика, а вот на консолях приходилось довольствоваться одним напарником. В довершении всего, на сеговской приставке меньше уровней и персонажей, а порт на SNES слегка подцензурирован – например, девушки легкого поведения там одеты очень скромно. Блэкджека не обнаружено нигде, зато каждая версия включает скачки на лошадях и самый настоящий тир с живыми усатыми агрессивно палящими (и наверно вонючими) мишенями. В общем, поверьте, в
Konami знают, как приготовить горяченькое.
RAPID RELOAD (Gunners Heaven в Японии)
Кто: Media Vision
Где: PS1
Когда: 1995 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Пришествие трехмерной графики отодвинуло многие жанры на второй план. Так, совершенно недооцененной и незамеченной прошла мимо большинства геймеров работа команды
Media Vision (именно они сделали
Wild Arms). А очень даже зря прошла – потому что «Скоростная Перезарядка» единственная предлагала самый настоящий бескомпромиссный двухмерный контра-экшн на мощностях
Playstation. Яркий мультипликационный дизайн явно брал взаймы у
Gunstar Heroes, так что эта игра воспринимается как логическое продолжение совершенно независимой серии. Вот такая загогулина.
ONE
Кто: Visual Concepts
Где: PS1
Когда: 1997/98 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Как вы уже знаете, первая официально трехмерная часть
Contra –
Legacy of War – была таким кошмаром, что лучше о ней вовсе не знать. Тем, чья душа все же просит бегать во все восемь сторон, рекомендуется устремить стопы свои в объятия потерявшего память мужчины из
One. В попытках вспомнить все герой этого малоизвестного шутера устраивает заварушку, о которой горе-создатели вышеупомянутого «проходняка» могут только мечтать. Происходит все дело в декорациях отдаленного будущего, так что чистота эксперимента соблюдена и со стороны эстетической.
APOCALYPSE
Кто: Neversoft
Где: PS1
Когда: 1998 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Апокалипсис начинался как нечто с совершенно уникальным концептом. Вашим постоянным компьютерным напарником должен был стать персонаж Брюса Уиллиса. Но такие выкрутасы первой «Станции» оказались не под силу. В итоге «крепким орешком» управлял игрок, вступая в неравную борьбу с четырьмя всадниками и нелюдями меньших размеров без какой-либо подмоги, за исключением нескольких зубо-, черепо- и костедробительных пулеметов. Не став планировавшимся шедевром (ибо мелкие недостатки, например в прыжковой части),
Apocalypse зато приобрел дух «Контры» с инфернальным оттенком.
THE RED STAR
Кто: Acclaim/Archangel Studios
Где: PS2/PSP/iOS
Когда: 2007/10 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Учитывая немалый военный опыт нашей горемычной страны, хоть одна русская
Contra рано или поздно должна была состояться. И ничего, что она по мотивам американского графического романа, в котором Красная Армия использует не только «Калашниковы», но и гигантские летающие корабли напополам с магией. И ничего, что элементы рукопашного боя и
RPG – «Контра» тоже дожила до подобных дел. Главное, что
kommunizm,
medvedi,
zima – да рои разлетающихся пулек. И сразу становится так душевно, что хочется играть под
vodka, а огреть вражину прикладом – милое дело.
COMMANDO: STEEL DISASTER
Кто: Mana Computer Software
Где: NDS
Когда: 2008 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Рисованные герои и механические монстры в пол-экрана – столь откровенное заглядывание в рот
Metal Slug выглядит распиской в отсутствии креативной жилки. Но при всей своей безыдейности «Стальная катастрофа» выглядит (и слышится, и на кнопки нажимается) не сильно хуже седьмой части эпопеи от
SNK, с которой делит одну платформу. Поминая игрожуров – крепкий середнячок, без приписок для издателя.
ABUSE
Кто: Crack dot Com
Где: PC-Mac/iOS
Когда: 1996/2009 |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Персональные компьютеры стандарта
IBM вместе с «Макинтошами» были обделены своей частью нашего любимого сериала аж вплоть до 1996 года. Дождавшись же, получили не просто воспроизведение чужих приемов, но их развитие и адаптацию под особенности платформы. В
Abuse для управления бегом и прыжками героя использовалась клавиатура, а вот прицеливание отводилось мышке. Надо ли говорить, сколько подражателей воспользовалось таким нововведением. Сама игра представляла собой депрессивную стрелялку, в центре сюжета которой находился вирус, превращающий людей в монстров, и позже была портирована даже на
iPhone (как
Abuse Classic).
EXPENDABLES
Кто: хитрые пиарщики
Где: на официальном сайте
Когда: этим летом |
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
|
Тормозной «болванчик» по мотивам недавно вышедшего фильма Сильвестра Сталлоне. Интересен не столько сам по себе, но как пример оригинального маркетинга и неувядающей любви к похождениям Билла и Лэнса. Кроме самого Слая, можно бегать за эльфа, то есть Джета Ли и злодея, он же Джейсон Газпромович Стэтхэм. Охрана дворца выступает на противоположной стороне баррикад.
Как видите, спустя 23 года после первой высадки на архипелаг
ГУЛАГа Галуга мы имеем примерно четыре десятка способов провести вечер, которые без оной высадки скорее всего не появились бы на свет. Или, как минимум, выглядели бы по-другому. Но порождение плеяды потомков – это не конец достижениям «Контры». Пару фишек я припас напоследок.
Ведь кто, как не эти двое храбрецов заставляли нас, тогдашних детей, садиться перед телевизором вместе с товарищами и работать в команде? Именно Contra популяризировала кооперативный мультиплеер. Ну, или была флагманом в ту эпоху, когда играли друг за друга, ведя за собой всех этих двойных драконов, черепашек-ниндзя и прочих чиппендейлов. Еще в самом начале своего пути, сериал от Konami позиционировался именно как развлечение для двоих.
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
Ну и самой последней плюшкой будет то, без чего жить в джунглях океанского острова было ну очень проблематично. Речь о знаменитом Konami Code – секретной последовательности клавиш, которую надо было вводить на стартовом экране, чтобы получить вместо стандартных трех невероятные 30 жизней. Учитывая тройку continue, это делало бойцов практически бессмертными – потратить все 90 жизней впустую мог разве что грудной младенец. Секретный код перекочевывал из первой игры в большинстве последующих версий, кое-где меняя свой эффект и даже стандартный порядок клавиш для нажатия. Например, уже в Super C он заметно упростился – но и давать стал всего десяток «житух».
На самом деле этот код впервые появился за год до выхода восьмибитного Gryzor в другом конамиевском хите – Gradius, тоже для NES. Но раскрутила комбинацию стрелочек и кнопочек до состояния геймерской мантры именно матерая героиня этого цикла, который, внезапно и увы, подошел к своему логическому концу. Спасибо за чтение, оставайтесь верны идеалам «Контры», и да хранит вас ↑ ↑ ↓↓← →← →BA
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов
Матерая Contra. История сериала, часть третья: Атака клонов